Демишева и Ко, налоговое консультирование, аудит
Поиск по сайту Написать письмо Карта сайта Контакты
Вход для зарегистрированных
пользователей
Логин
Пароль
Статьи
Обособленные подразделения
Статья 83 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) устанавливает, что налогоплательщики, в целях налогового контроля, подлежат постановке на налоговый учет не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Более того, согласно статье 83 НК РФ организации обязаны встать на налоговый учет, как по месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Мы не будем рассматривать учет налогоплательщиков по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, так этот вопрос решен постановлениями арбитражных судов, письмами МНС РФ, а по г. Москве письмами управления МНС по г. Москве, например, письмо от 12.03.2003 г. 11-14/13629. Так, согласно пункту 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2001 г. 5, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет по одному из оснований, предусмотренных статьей 83 НК РФ, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.

Таким образом, мы рассмотрим только порядок учета налогоплательщиков по месту нахождения его обособленных подразделений.

Согласно статье 11 НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, причем обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Кроме статьи 11 НК РФ, статья 54 Гражданского Кодекса РФ также определяет, что место нахождения российской организации - место ее государственной регистрации. Статья 54 ГК РФ уточняет, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа , и требует указывать в учредительных документах место нахождения юридического лица.

В статье 5 Закона РФ от 08.08.2001 г. 129 ФЗ О государственной регистрации юридических лиц определен адрес, как место нахождения юридического лица.

Таким образом, если организация формирует структурное подразделение по адресу, отличному от адреса постоянно действующего исполнительного органа, то организация обязана данное структурное подразделение определить, как обособленное, и, если по месту его нахождения оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца, то согласно статье 83 НК РФ, организация обязана поставить это обособленное подразделение на налоговый учет, а согласно статье 19 НК РФ эти обособленные подразделения могут выполнять обязанности налогоплательщиков.

Если организация имеет обособленные подразделения в различных регионах России, то вопроса о постановке на налоговый учет не возникает, так как все налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения встают на налоговый учет и уплачивают налоги в соответствующие бюджеты различных уровней, согласно Налоговому Кодексу РФ.

Но если организация состоит на налоговом учете в одном субъекте России и в этом же субъекте имеет обособленные подразделения, более того налоги, подлежащие уплате в бюджет, перечисляются в этот же бюджет, в этом случае встает вопрос, необходимо ли вставать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, если оно находится в этом же субъекте, но по другому адресу? К таким субъектам России относятся, в первую очередь, Москва и Санкт Петербург, бюджеты которых формируются одновременно из поступлений налогов, направляемых как в региональные бюджеты, так и в бюджеты местных органов.

Организации, зарегистрированные, например, в городе Москве по одному адресу, но имеющие обособленные подразделения по другим адресам города Москвы, согласно статье 83 НК РФ должны встать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения, причем часто оказывается, что даже ОКАТО может быть одним, но адрес различный.

Письма налогоплательщиков в адрес МНС РФ или Управления МНС РФ по г. Москве с вопросами о необходимости постановки на налоговый учет по месту нахождения, то есть находящихся по различным адресам, обособленных подразделений получают почти всегда ответ, что организации должны встать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения (письмо МНС РФ от 08.08.2001 ШС-6-14/613@, письма Управления МНС РФ по г. Москве от 02.04.2003 г. 11-14/17852, от 12.03.2003 г. 11-14/13629)

Наиболее часто встречается эта проблема у крупнейших налогоплательщиков, которые должны встать на налоговый учет в межрегиональную налоговую инспекцию, к компетенции которой отнесен налоговый контроль по конкретным налогоплательщикам в зависимости от вида их деятельности, и одновременно встать на учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения (приказ МНС РФ от 31.08.2001 г. БГ-3-09/319, письмо МНС РФ от 19.05.2003 г. N ОС-6-30/564@, письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 26.05.2003 г. 19-08/27724).

В конце 2002 года МНС РФ письмом от 30.12.2002 N ВГ-6-02/2025@ разрешило, но только в целях упрощения процедуры оформления платежных документов на перечисление налога в бюджет по каждому обособленному подразделению организации принять до начала налогового периода решение об уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации, определенного по совокупности сумм налога, исчисленного по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению, находящемуся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и сама организация.

Однако письмом МНС России от 17.01.2003 N ВГ-6-02/57@ приостановило действие этого письма до особых указаний, которые до сих пор не установлены.

Письмо МНС РФ от 30.12.2002 N ВГ-6-02/2025@ не отменяло обязанность встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, но предоставляло право предпринять определенные шаги и перечислять в бюджет субъекта соответствующий налог одним платежным поручением централизованно.

Таким образом, организация, имеющая в своей структуре обособленные подразделения, расположенные в том же субъекте Российской Федерации, что и сама организация, состоящая на налоговом учете по месту своего нахождения (адресу), должна встать на налоговый учет в соответствующий налоговый орган, по месту нахождения (адресу) каждого своего обособленного подразделения в одном и том же субъекте, при этом уплачивать налог в один и тот же субъект, но различными поручениями, указывая в них по сути одни и те же реквизиты.

Например, статьей 288 НК РФ установлен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, согласно которому уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Статьей 289 установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Несмотря на то, что в 2005 году налог уплачивается только в региональный бюджет (по Москве - только в бюджет Москвы), обязанность представлять налоговые Декларации по месту нахождения обособленных подразделений никто не отменял.

Следовательно, налогоплательщик, представивший декларацию по налогу на прибыль по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения и уплативший в бюджет г. Москвы налог на прибыль централизованно выполнил обязанность по уплате налога согласно статье 45 НК РФ.

Как видно из всего вышесказанного, ответственность налогоплательщика может возникнуть только, если организация не встала на налоговый учет по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, и не сдала декларации в соответствующий налоговый орган.

Нарушение сроков постановки на учет влечет взыскание штрафных санкций по статье 116 НК РФ, а непредставление налоговой декларации может повлечь взыскание 100 рублей по статье 119 НК РФ, другие размеры штрафов не предусмотрены этой статьей в нашем анализируемом случае, ведь налог будет уплачен в полном размере в бюджет г. Москвы.
О компании | Новости | Услуги | Вопросы/Ответы | Статьи | Контакты | Регистрация | Поиск | E-mail
Сделано в ООО "Артехника"